Задачей налоговых органов является контроль над правомерностью действий предпринимателей и четким выполнением ими различных законодательных актов. Однако действия самих налоговиков не всегда носят законный характер. Что делать в ситуации, когда нарушены права, а принятые инспекцией решения привели к убыткам? Смириться или добиваться справедливости?
Даже юристы часто советуют клиентам не «связываться» с представителями налоговой. Хотя законодательно прописана процедура возмещения потерянной выгоды и ее возвращения из бюджета. Однако на практике добиться этого действительно очень сложно, но приложив определенные усилия, вполне реально.
Остановимся сначала на том, что следует понимать под убытками. В налоговых нормах нет четкого определения, поэтому воспользуемся гражданскими нормами. К убыткам относят:
- уже понесенные или предстоящие расходы;
- размер реального ущерба, обусловленный утратой имущества;
- размер дохода, который не был получен в связи с неправомерными действиями.
Чтобы получить позитивное решение суда, потребуется предоставить весомые аргументы своей правоты. Анализ судебной практики показал, что необходимо убедительно доказать:
- факт бездействия или противоправного действия налоговиков;
- показать, что именно позиция налоговой стала причиной убытков;
- подтвердить размер ущерба.
Если отсутствует убедительное подтверждение хотя бы одной позиции, это часто становится поводом для отказа. Для иллюстрации работы приведенной схемы, обратимся к примеру. Инспекцией проводилась проверка автошколы, в ходе которой было допрошено около 500 клиентов. Администрация школы заявила, что такие действия стали причиной ухудшения репутации, оттока клиентов и, как следствие, снижения доходов. Суд не удовлетворил иск автошколы. В решении сказано, что не были приведены убедительные аргументы, подтверждающие связь между действиями налоговой и понесенными убытками.
Защищаемся грамотно
Анализируя результаты дел против налоговой, можно сделать несколько выводов. Зачастую клиенты пренебрегают элементарными правилами, небрежно ведут документацию, что делает невозможным доказать свою правоту. Элементарная предусмотрительность и аккуратность помогут решить эту проблему. Следует сохранять письменные доказательства, которые помогут четко проследить взаимосвязь между действием инспектора и возникшим убытком. При расчете ущерба следует опираться на фактические данные, а не суммы за предшествующие периоды.